Казалось бы — что может быть проще, ты — мне, я — тебе, вот и вся схема обмена недвижимостью. На самом же деле, это достаточно сложный процесс, который предполагает еще больше бумаг, больше юридических нюансов, чем покупка жилья.
Для начала, необходимо уяснить, что будет происходить в ходе вашей сделки, обмен или мена недвижимости. При мене обе стороны – собственники жилья, в случае обмена – одна или обе стороны являются нанимателями имущества, а не его собственниками. Первый случай предполагает переход права собственности на жилье, второй – нет.
Затем нужно определить, самостоятельно или с помощью независимой оценки, равнозначны ли по стоимости объекты недвижимости. Если нет, то сделка предполагает доплату наличными одной из сторон.
При переходе к регистрации сделки у каждой из сторон должен быть составлен правильно оформленный пакет документов. Обычно подача пакета документов на регистрацию права собственности происходит после оплаты квартиры (в том случае, если необходима доплата). Не правильно составленные документы могут привести к тому, что переход права собственности не состоится. Вернуть же наличные средства бывает проблематично. Поэтому на этапе подготовки сделки необходимо обращаться к специалистам.
Случается, что обмен происходит не между двумя, а между тремя или более собственниками недвижимости. Например, одному необходимо обменять однокомнатную на более просторную двухкомнатную квартиру, тот, в свою очередь, стремится переехать в трехкомнатную. Тогда оплата и подача документов по возможности должна происходить одновременно для всех собственников. Нужно понимать, что в таком случае повернуть назад будет практически невозможно.